ruenfrit
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

На рассвете есть час, когда поверхность воды на озере абсолютно неподвижна. Разрезать зеркало носом лодки – вот оно, удовольствие! Если не грести и окинуть взглядом картину, то вы сделаете пару интересных открытий.

Настало время поисков пропорций.

Ле Корбюзье

Симметрия на водной глади, необыкновенно приятная глазу, кажется по-настоящему поэтичной тем, кто ценит такой взгляд на вещи. Природа представляет нашему вниманию бесконечное множество образцов визуальной гармонии и удивительных орнаментов, и тот, кто гребет в лодке – если будет чуть внимательнее – легко найдет их сам!

Как найти гармонию?

«Прокатитесь на каноэ по долине на ледяном озере, и это станет вершиной вашего опыта: ошеломляющая геометрия природного мира, который эхом отвечает вашей лодке. Это напоминание о невероятной разнице между людьми и природой, а также довод в пользу самоходных путешественников и их единомышленников», – пишет Джеймс Раффан, оратор, путешественник и гребец на каноэ.

Фото: Steve Ruskay и Дмитрий Потехин (Фотографии взяты из открытых источников.)

«Нас всех привлекает симметрия. Ученые, изучающие такие вещи, постоянно доказывают важность симметрии для людей, которые из раза в раз отмечают ее, оценивая красоту объектов.

Более того, самая известная иллюстрация Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» – явно свидетельствует о том, что божественное указание на структуру планеты Земля заключено в симметрии и пропорциях человеческого тела. Мы пытались воссоздать красоту во множестве придуманных нами же дизайнах: от Парфенона до струнных музыкальных инструментов и наших собственных каноэ.

Симметрия лодок показательна и привлекательна. Кроме того, что лодка – это транспортное средство, которое позволяет нам достичь диких мест, байдарки и каноэ, с их симметрией, отраженной в воде, приглашают нас подумать о гармонии и красоте. Так мы получаем шанс узнать о простых истинах – в форме дерева, воды и неба…», – пишет Джеймс Раффан в своей статье для журнала о гребле на байдарках и каноэ.

Человек

Рисунок Леонардо да Винчи, который упомянут в статье Джеймса, иногда называют «каноном пропорций человеческого тела». В 1492 году, прожив полвека, величайший гений создал иллюстрацию к одной из книг, и она служит для определения гармоничного сложения мужчины.

Некоторые пояснения:

ступня составляет 4 ладони;

длина ушей 1/3 длины лица;

пупок является центром окружности;

размах человеческих рук равен высоте человека;

высота человека составляет 24 ладони (или 4 локтя);

максимум ширины плеч составляет 1/4 высоты человека;

расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 высоты человека;

расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 высоты человека;

длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони.

Рисунок и пояснения к нему являются одновременно научным трудом и произведением искусства. Он часто используется, как символ внутренней симметрии человека и Вселенной в целом. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли воссоздал на гигантской дрейфующей льдине Северного ледовитого океана копию «Витрувианского человека», чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологического равновесия.

Антропометрические меры содержали в себе замечательные пропорции, благодаря которым древние мастера создали известнейшие памятники архитектуры. Основываясь на методике да Винчи и правилах «золотого сечения» архитектор Корбюзье разработал систему пропорций – Модулор. Автор описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».

Альберт Эйнштейн отзывался о структуре так: «Модулор – это гамма пропорций, которая делает плохое трудным, а хорошее – легким».

Модулор содержал некоторые ошибки в расчетах, и, тем не менее, повлиял на архитектуру ХХ века. Зодчие уже давно пытаются примирить непримиримое: красоту и стандарт! Поиск идеальных или универсальных пропорций не прекращается и когда-нибудь приведет к разгадке.

Числа на шкале Модулор – это действительные размеры, соответствующие определенным положениям тела человека. Рисунок Корбюзье.

Лодка

Симметричная форма любой лодки, будь то байдарка, каноэ, пирога или катамаран, обусловлена задачей, которую они решают – передвижение по воде. Люди стараются сделать корпус максимально обтекаемым, чтобы добиться минимального сопротивления формы и наилучшей гидродинамики.

Плавающие аппараты на чертежах и рисунках Леонардо да Винчи часто перенимали технические идеи и формы летающих, а те, в свою очередь, были похожи на птиц. Туловище птицы удлиненное и широкое в поперечном сечении, поэтому она быстро плывет и сохраняет равновесие на волнах даже при сильной качке.

Многолетние наблюдения Леонардо да Винчи за полетом птиц и строением их крыльев позволили ему обосновать принцип аэродинамического управления. Леонардо принадлежит ряд замечательных конструктивных идей. Например, создание фюзеляжа (корпуса летательного аппарата) в форме лодки.

Забавная особенность лодки:

если провести воображаемую биссектрису от носа до кормы и еще одну такую же линию – поперек через середину,

то четверти слева по ощущениям отличаются от тех, что справа.

Вы замечали?

На фото: Пизанская иллюзия. Картинки одинаковые, поэтому мозг воспринимает их как единое целое, и кажется, что башня справа ближе к падению, чем башня справа. Но это вам только так кажется!

 

***

Если продолжать сравнение лодок с самолетами и птицами, вспоминается наблюдение за цепочкой или косяком птиц при дальнем перелете. Птицам известны законы динамики и явление резонанса. Сильная особь летит впереди, вспарывая воздух, как нос лодки – поверхность воды. Остальные птицы передвигаются легко, так как летят за вожаком косяком, то есть в пределах угла, заданного обтекаемой формой его тела. Птицы инстинктивно угадывают минимум сопротивления и потому всегда находятся в верном положении относительно друг друга.

Расположение цепочкой объясняется другой важной причиной: взмахи крыльев ведущих птиц создают воздушную волну, которая переносит энергию. Более слабые особи сзади работают крыльями в резонанс, меньше устают и не отстают. Синусоида является подтверждением идеи.

Любопытный факт! Для точного поддержания баланса и аэродинамических свойств орел, потеряв перо из одного крыла, теряет такое же перо из другого крыла. У гребцов есть похожие хитрости?

Симметрия

«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль.


Симметрия господствует на планете благодаря силе тяготения. Более того, так как эта сила действует повсеместно во Вселенной, ожидаемые нами космические пришельцы должны, по идее, оказаться симметричными, а не чудовищными.

Нас окружают вертикальные оси и плоскости симметрии, они привычны и потому воспринимаются нами охотно – так надо. Единственный пример горизонтальной симметрии в природе – это зеркальное отражение в воде. На водную гладь можно смотреть бесконечно, в этом смысле ей, вместе с огнем и трудом человека равных нет, если верить известной поговорке.

Симметрия воспринимается человеком, как проявление закономерности и порядка, а восприятие гармонии всегда бодрит и доставляет удовольствие. Любуйтесь на воду, дышите воздухом, занимайтесь греблей и делайте открытия – каждый день.

Оксана Ланс – специально для КаноэСпорт, по мотивам статьи Джеймса Раффана «Tumblehome: Symmetry and you».

Фото: Scott Schuldt

"Peace does not mean to be in a place where there is no noise, trouble, or hard work.  It means to be in the midst of those things and still be calm in your heart."  ~ unknown.

Комментарии  

Сергей Медведев
#1 +1 Сергей Медведев 07.05.2014 09:03
Очень интересная статья! На самом деле любой гребец, который когда-либо выходил на водяное зеркало скажет, это просто восторг и неповторимые ощущения!!!
Спасибо Оксане, ждем новых статей!!!

Видео

Смотреть все видео

Календарь мероприятий

Июль 18
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

International News

CanoeSport FaceBook

Интервью

Ольга Федоровна Медведева
Спортивная школа гребли Медведевых

Школа гребли Медведевых

“Люблю свой город! Он замечательный! Неслучайно здесь, где Петр "в Европу прорубил окно", "на брегах Невы", начиналась славная история гребли России. Первые Императорские Яхт клубы... Первые гребные клубы России... Великие имена, заслуженные спортсмены и тренеры... Мы хотим всего лишь продолжить славные традиции!.. Мы будем - и Вы будете - их продолжать вместе с КаноэСпорт!”